22 Мая, 2019
Зергеры

В рамках Программы «Рухани жаңғыру» большая роль отводится сохранению национального кода казахстанского общества. В этом плане существенную помощь в изучении культурного наследия оказывают музеи.

В этнографическом музее ПГУ имени С. Торайгырова хранятся уникальные ювелирные украшения казахских зергеров. Все экспонаты тесно связаны с историей казахского народа и отражают развитие национальной культуры, истоки которой уходят вглубь тысячелетий. Археологические раскопки подтверждают, что на территории Казахстана с древнейших времен разрабатывались месторождения меди, олова и даже золота. Казахские зергеры любили делать женские украшения именно из серебра. И причина здесь не только в природной красоте и пластике этого металла. Издревле наши предки знали, что этот металл обладал очистительным, оберегающим и магическим свойством. Блеск серебра и его цвет ассоциировались у протоказахов, как и у многих народов мира, с лунным светом, отсюда и магия. А то, что серебро убивает микробы и обеззараживает воду, они знали на практике. Поэтому новорожденного купали сорок дней в воде, опуская туда серебряные изделия.

Ну а женщины, с рождения, и до глубокой старости, носили серебряные украшении, не снимая с рук и ушей.
Женщин, с раннего детства, баловали и оберегали, потому что знали, что в будущем уйдет в чужую семью, в другой аул, или в соседнее племя. Казашки никогда не закрывали лица, а волосы покрывали, только переступив порог мужа. В косы вплетали шолпы, звенящие подвески из серебра, или ленточки с нанизанными на них костяными бусами, серебряными монетками. Шолпы своим звоном должны были отпугивать злых духов и отгонять порчу. Ну и осанка у женщин была соответствующая - голова откинута назад. Тяжелая коса и подвешенные к ней украшения не позволяли девушке горбиться.
Девочки с детства, до самого замужества, носили красивые тюбетейки, украшенные перьями филина. Перья, и образ этой птицы, встречаются в каждом элементе прикладного искусства, поскольку он считался птицей священной. С рождения девочкам прокалывали уши и вдевали серьги, которые в древности тоже служили оберегом. Нагрудное украшение, чаще всего тумары (обереги) треугольной формы с несколькими звеньями, дополнялись подвесками.
Бой тумары были трубчатой формы, полые внутри - в них вкладывали заговоренные предметы.
Очень популярным было у девушек кольцо «Кус мурындык». Это украшение таило в себе глубокий сакральный смысл. Кольцо передавалось от матери к дочери. Орнамент в виде птичьего клюва, или птичьего крыла означает свободу и независимость. Обычно, вещь с таким знаком, дарили с пожеланиями счастья и удачи. Кольца в виде птичьего клюва носили юные девушки, получая в дар от матери. Пока дочь свободна она носила печатку клювом вверх, это ещё означало, что она уже готова встретить своего избранника. А будучи сосватанной, она переворачивала символический клюв острием к запястью.
Женщины в почетном возрасте носили массивные перстни с двумя шинками - кольцо на два пальца. Обычно его получали в дар от сватьи. Не путать со свахой. Сваха, это профессиональная сводница, которая знакомит пары. А вот сватья, это родительница жениха, или невесты, после сватовства. Поэтому ошибочно думать, что это кольцо свахи, как некоторые думают.

Изображение 040.jpg
Мать невесты дарила «кудаги жузик» матери жениха. Это символичное украшение дарилось далеко не всегда, а только той сватье, которая стала настоящей матерью своей невестке и полюбила как родню дочь. Но иногда, опережая события, кольцо дарили во время сватовства, заранее задабривая будущую свекровь. Традиция дарения колец жива и поныне.
В нашей экспозиции есть три перстня, все они разные. Но традиционно такое кольцо изготавливали из серебра, по краям изображали два шанырака, символизирующие два навершия юрты. В середине символ в форме оберега - бой тумара, чтобы уберечь молодых. На перстне два шинка, это сдвоенное кольцо, которое надевали на средний и безымянный пальцы одновременно. Что означало - две семьи породнились и скрепили свои отношения.
Древнейшим украшением для рук, у казахских женщин, является «Бес блезик». Браслет с несколькими перстнями, соединенные между собой, звеном из бляхи в виде тана (брошь), цепями. Такие браслеты традиционно носились парами на обеих руках и были популярны также среди степных модниц.
В экспозиции представлено всё многообразие казахского ювелирного искусства: сложные нагрудные украшения «өңіржиек» и, «алқа», «тана», «тумарша», застежки (капсырма, илгек) и большое разнообразие браслетов (блезик).
Казахские национальные ювелирные украшения вне моды, вне времени, и по сей день пользуются популярностью среди современных модниц. Хотя, был советский период, когда ювелирное искусство казахов переживало упадок, и прерывались династии мастеров. Но в конце 80-х начали готовить специалистов в области декоративно-прикладного искусства, в том числе и художественной обработки металла.
Современные казахские мастера предлагают новое прочтение традиционных украшений, но национальный колорит в современном обрамлении занимает главное место в искусстве современных зергеров.
Сегодня ювелирное дело является одним из самых успешных направлений в казахском декоративно-прикладном искусстве. Оно обрело статус профессиональной художественной деятельности. Изделия казахских зергеров с успехом демонстрируются на республиканских и международных выставках.


Б. Асаева, специалист музейного комплекса
ПГУ имени С. Торайгырова

Б. Асаева