31 Июля, 2018
Знаток современного искусства: С чего все начиналось?

Редакция Ruh.kz об основоположнике языка казахской живописи - Салихитдине Айтбаеве.


В рамках спецпроекта "Современная казахстанская культура в глобальном мире" необходимо уделить особое внимание формированию современного искусства в нашей стране. Откуда что началось, и как все это понимать?



Современное искусство - запутанно и непонятно большинству, но является неотъемлемой частью культуры.  Сегодня мы разберемся в истоках современного казахского искусства.



В 1966 году в Москве на "Манеже" открылась Всесоюзная выставка молодых художников, в которой принимают участие и казахстанские художники. Она стала основной точкой отсчета в формировании современного искусства. Сегодня современное искусство развивается на основе школы, которую заложил художник, участвовавший в выставке. Настоящим открытием и ярким образцом казахского творчества стала картина "Счастье" казахстанского живописца, графика и негласного лидера группы художников-шестидесятников Салихитдина Айтбаева. Айтбаев родился в 1938 году в Кызыл-Орде, а позже переехал в Алма-Ату, где поступил в Художественное училище имени Гоголя. К моменту окончания учебы Айтбаев уже был мастером с большим стажем. Пять лет самостоятельной практики, участие в республиканских и всесоюзных выставках. Все это не прошло для автора картин бесследно, его труды были оценены. Среди его преподавателей значились живописцы Уке Ажиев и Молдахмет Кенбаев.



Шестидесятые считаются расцветом художественной мысли в Казахстане -"дети оттепели", как их тогда называли, отказывались от академических канонов и даже конфликтовали с художниками предыдущего поколения, ориентированного на реалистичность в искусстве.



В 1963 году бунтарей даже пытались исключить из училища по обвинениям в формализме. Главной своей целью они видели создание уникального национального стиля. Поэтому принято считать, что именно картина "Счастье" стала культовой работой, положившей начало новому повороту в развитии современного искусства казахского народа.




"Важно подчеркнуть, что картина, "открывшая" художника широкому зрителю, явилась итогом не только его собственного раннего творчества. В ней сказались искания многих. В "Счастье" Айтбаева есть своего рода предел той типизации и монументальности, которые были свойственны нашему изобразительному искусству в 60-е годы. Художник нашел, разумеется, не всеобщую, но довольно точную и конкретную формулировку направления, которому коренным образом были чужды инсценированная сюжетность и мелочная натуралистическая детализация", –пишет российский художественный критик и искусствовед Вильям Мейланд.




Огромное влияние на формирование стиля художника (и всей группы шестидесятников) оказали постимпрессионисты - в частности, мексиканцы Ривера и Сикейрос. Монументальность их фресок привлекала казахстанских художников своей четкостью и лаконичностью. Их композиционные решения оказались близки казахскому народному творчеству. Это сыграло свою роль и в восприятии картины "Счастье". Айтбаева обвинили в плакатности. Критика посыпалась на картину художника. Ее посчитали слишком обобщенной по смыслу, в то время соцреализм требовал от работ глубокой драматичности и сюжетной линии. Впрочем, критика не помешала художнику и дальше развивать собственный почерк. "Творчество Салихитдина Айтбаева развивалось достаточно последовательно. Между его ранними вещами – "Отдых чабанов" 1962 г. и "Счастье" 1966 г. – и произведениями самых последних лет существует прочная генетическая связь, свидетельствующая о естественности его развития. В поздних его работах, таких как "Молодые казахи", отчетливо проявилась единая и несомненно программная для художника поэтика слияния человека и природы" – рассказывает Вильям Мейланд.



Любимыми жанрами художника считались портреты, пейзажи и зарисовки сцен сельской жизни. "Мальчик с верблюжонком", "Встреча пастуха", "Целина. За обедом", "Мать" стали ярким примером его привязанностей. Портреты более реалистичны: "Портрет сестры Курлан", "Женщина в красном", портрет известного писателя и журналиста Ануара Алимжанова. Помимо живописи Айтбаев также занимался иллюстрацией и сотрудничал с прославленными казахстанскими литераторами. Он оформлял сборники стихов Олжаса Сулейменова "Глиняная книга", "Солнечные ночи", "Год Обезьяны", трехтомное издание "Казахских народных сказок" и другие.




"На групповой выставке молодых художников из Казахстана в Москве в 1976 году, где вместе с Салихитдином Айтбаевым свои работы представили живописец Бахтияр Табиев, график Макум Кисамединов, скульпторы Досмагамбетов и Рахманов, можно было наблюдать, сколь общей для них всех является проблема выработки собственного художественного языка. Каждый так или иначе испытывал на себе искус чужой манеры и с разной степенью органичности продолжал преодолевать его в своем творчестве. Однако выставка подтвердила способность художников к дальнейшему развитию и созданию высокохудожественных самостоятельных произведений", – пишет Мейланд.




И хотя уникальный почерк и отличительные черты этого поколения художников, графиков и скульпторов формировались на протяжении нескольких десятилетий, именно они заложили основы казахского художественного стиля. "Искусство существует по ломаной кривой, как, собственно, и само общество. Бывают моменты затишья, бывают взрывы. Одной их таких вершин, я считаю, были шестидесятники. Они стали первыми художниками, которые отказались ехать в московские университеты и училища, сказав, что они попробуют на месте создать язык казахской живописи. Это был очень интересный эксперимент, который, однако, был основан на достижениях итальянского футуризма. В частности, на них повлиял итальянский живописец и график Ренато Гуттузо, почетный член Академии художеств СССР, который в то время бывал в Алма-Ате. И Айтбаев, как лидер этой художественный группы, стал основоположником", –рассказывает искусствовед Валерия Ибраева.



Именно сегодня, основываясь на том фундаменте, который в годы своего активного творчества заложил Айтбаев, базируется большая часть живописи казахских художников. Современные картины повторяют линии мастера, который в свое время отстоял борьбу за возможность считаться лучшим.


Ruh.kz
np.kz