Выбор редакцииНовости

Решение проблем села и сельского хозяйства – ключ к росту экономики страны

Выступления Президента Касым-Жомарта Токаева на внеочередном заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан, состоявшемся 11 января, многие ждали с нетерпением. И с надеждой получить ответы на наболевшие вопросы. Глава государства в своей речи охватил все жизненно важные проблемы общества, которые и стали причиной волнений, переросших в масштабную трагедию. Это и подорожание продуктов питания и первой необходимости, стоимость утильсбора, создание новых рабочих мест для молодежи, дальнейшая судьба многострадального проекта ЛРТ в столице и многое другое. Наряду с этим Президент отметил необходимость обращения должного внимания к агропромышленному сектору. Напомнил о том, что по сравнению с 2020 годом в прошлом году было собрано на четыре миллиона тонн меньше урожая. Кроме того, Касым-Жомарт Токаев упомянул и о своем поручении по пересмотру методов субсидирования. Тему прокомментировал, а также ответил на другие вопросы сайта «Ruh.kz» советник министра сельского хозяйства Толеутай Рахимбеков.

– Толеутай Сатаевич, 11 января на заседании Мажилиса Парламента республики Президент Касым-Жомарт Токаев особое внимание акцентировал на необходимости развития сельского хозяйства. Глава государства отметил, что до этого давал поручения по пересмотру методов субсидирования. На сегодня как оно исполняется? Каким образом отныне будет проводиться процедура субсидирования?

– В своем выступлении Глава государства сказал: «Следует признать, что произошедшие трагические события во многом вызваны серьезными социально-экономическими проблемами и неэффективной… деятельностью некоторых государственных органов». Там же Касым-Жомарт Кемелевич говорил и о заметном отрыве госорганов от реальных потребностей граждан, что у чиновников сформировалось искаженное представление о жизни людей. Наряду с этим Президент отметил, что сегодня госорганы ориентированы не на содержательную реализацию поручения, а на его бюрократическое исполнение, поэтому готовят документы – образцовые по форме, но выхолощенные по содержанию.

Кроме того, Президент вновь поднял вопрос эффективности и доступности мер государственной поддержки экономики страны, в целом, и сельского хозяйства, в частности, уточнив, что процедуры предоставления мер государственной поддержки остаются непрозрачными и неэффективными, а в результате ключевыми выгодоприобретателями остаются финансово-олигархические группы. Причем Касым-Жомарт Кемелевич особо выделил чиновничий принцип распределения господдержки: «друзьям все, остальным – по закону».

Да, действительно, Глава государства неоднократно давал поручения по пересмотру методов субсидирования, в частности, в рамках своего Послания народу Казахстана 1 сентября прошлого года.

В Минсельхозе сформирована Рабочая группа по выработке предложений по реформированию системы субсидирования сельского хозяйства, проводится большая аналитическая работа, идет широкое обсуждение тех или иных подходов. Члены Рабочей группы целью своей работы видят создание такой системы, когда должны соблюдаться, как минимум, три принципа: во-первых, максимальная доступность субсидий для всех сельхозпроизводителей, что, в свою очередь, предполагает, максимальную простоту и понятность субсидий; во-вторых, эффективность субсидий, то есть отдача от субсидий, ответственность фермеров или, что получит государство взамен выплаченных фермерам субсидий; в-третьих, доведение до нуля уровня коррупциогенных рисков.

Сегодня сложно сказать, какие виды субсидии останутся, каким образом будет проводиться процедура предоставления того или иного вида субсидий. Еще идет обсуждение. Конечно, есть и лоббисты из числа тех или иных групп товаропроизводителей. Впрочем, к наличию лоббистов я отношусь нормально. Другое дело – это всякого рода крикуны, популисты, которым главное организовать митинг, крикнуть «Долой!» без всякого экономического смысла, для которых важнее личная популярность, а не польза для фермеров, сельского хозяйства и страны.

– В конце прошлого года в одном из своих интервью вы отмечали, что «государство выделяет значительные суммы субсидий и кредитов на помощь сельскому хозяйству. Но проблема в их финансовой эффективности». Кто создает эти проблемы и кто должен их решить?

– Да, я помню и сейчас могу вновь повторить. Благодаря лоббистским или прочим способностям, те или иные группы выбивали «своим» субсидии по тем или иным программам. При этом вопрос эффективности использования субсидий, то есть эффективности бюджетных средств, а, если уж быть совсем точным и говорить словами Маргарет Тэтчер, эффективности использования народных денег стоял в последнюю очередь.

Что получило государство, казахстанское общество взамен выплаченных субсидий: увеличились ли объемы производства сельхозпродукции, выросла ли конкурентоспособность казахстанских фермеров, а значит и их доходы, стало ли выше качество казахстанских продуктов?

Главным «создателем» проблем было родное Министерство сельского хозяйства, потому что виды субсидий придумывались внутри Минсельхоза, здесь же разрабатывались механизмы их реализации через правила выплат. Допускались такие препоны, которые мешали и мешают фермерам использовать субсидии.

– Также в прошлом году Президент Токаев сказал, что «за последние пять лет на сельское хозяйство было выделено более двух триллионов тенге». Сумма довольно внушительная. Фермеры потом отчитываются об использовании выделенных денег? 

– В том то и дело, что правилами субсидирования не предусматривался какой-либо механизм мониторинга использования бюджетных денег, не предполагался реально работающий механизм отчета перед государством. Сейчас можно было бы максимально упростить эту систему, оставить для организованных сельхозформирований всего два вида субсидий: 1) субсидирование на 40% стоимости сельхозпродукции, реализованной на переработку и/или на экспорт, что потребует примерно 250 миллиардов тенге в год; 2) субсидирование ставки вознаграждения по кредитам перерабатывающим предприятиям на закуп отечественной сельхозпродукции, это еще примерно 50 миллиардов тенге.

Кроме того, примерно 10-15 миллиардов тенге направить на 2 вида субсидирования кооперативов личных подсобных хозяйств: 1) субсидирование на 50% стоимости техники и оборудования, приобретаемых кооперативами для обслуживания своих членов-пайщиков – личное подсобное хозяйство (ЛПХ); 2) субсидирование части стоимости услуг, оказываемых кооперативами своим членам-пайщикам – ЛПХ.

– Толеутай Сатаевич, в обществе бытует мнение, что сельское хозяйство может стать локомотивом экономики Казахстана и заменить собой нефтяную отрасль. Учитывая долю агробизнеса в ВВП, это возможно в будущем?

– Я абсолютно убежден в том, что, учитывая объективные географические, природно-климатические, исторические условия, именно сельское хозяйство, точнее агропромышленный комплекс должен стать ведущей отраслью экономики Казахстана. И этого нам не надо стыдиться. Не надо рвать жилы, чтобы стать еще одной Японией, Швецией, Германией, Южной Кореей, являющимися мировыми лидерами по производству автомобилей, компьютеров, авиакосмической техники. Нам надо становиться в один ряд со странами – мировыми лидерами по производству сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, такими как: Аргентина, Бразилия, Австралия, Канада. Нам не надо завидовать Японии, Швеции, Германии, Южной Корее. Это пусть они нам завидуют, что у нас есть все возможности для производства сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, что мы используем на 100% эти возможности, обеспечиваем себя на 100% продовольствием и плюс экспортируем их на сотни миллиардов долларов, то есть на суммы не меньше суммы валютной выручки от экспорта нефти, газа, других полезных ископаемых. При этом мы должны помнить, что эти полезные ископаемые не восстанавливаются, а утрачиваются безвозвратно. Поэтому мы должны добывать их бережливо, не забывая, что эти же полезные ископаемые понадобятся нашим потомкам. А производство сельхозпродукции приравнивается к производству возобновляемых видов энергии.

Что касается доли агробизнеса в ВВП, то у многих отношение к этому показателю искаженное. Считают, что, чем больше доля АПК в ВВП, тем лучше. На самом деле это не так. Вообще не надо обращать внимания на этот показатель. Есть много стран в мире с высокоразвитым сельским хозяйством, но при этом в этих странах доля АПК в ВВП не превышает 2-3%. Например, Польша, Израиль. Я специально привожу в пример эти страны. У них нет добычи полезных ископаемых, в том числе нефти, газа, как у нас.

В Израиле всего лишь 20% всей площади страны относится к землям, пригодным для ведения сельского хозяйства – всего 400 тысяч гектаров, из которых только половина пригодны для использования в качестве пашни. И с такими площадями земель сельское хозяйство Израиля на 95% обеспечивает население страны, а это около 10 миллионов человек, сельхозпродукцией собственного производства. Да и оставшиеся 5% составляют виды сельхозпродукции, которые невозможно производить в условиях Израиля – зерновые и масличные культуры, кофе, какао, сахар, мясо. При этом Израиль ежегодно экспортирует сельхозпродукции на сумму от 1,5 до 3 миллиардов долларов США.

Сельское хозяйство может стать локомотивом экономики Казахстана. Во-первых, объемы валовой продукции отрасли можно увеличить в 2-3 раза только за счет увеличения продуктивности земель и животных. У нас урожайность зерновых на уровне 12-13 центнеров с гектара, а за счет применения высококачественных семян, расширения использования удобрений, пестицидов, своевременного проведения агротехнологических приемов этот показатель можно повысить как минимум в 2 раза. Надои молока на 1 корову составляют 2 364 килограмма. При этом в лучших хозяйствах страны, например, в ВКО, достигнуты показатели в 9 500 килограммов, то есть в 4 раза больше. Средний живой вес одной головы крупного рогатого скота, реализованного на убой, составляет всего лишь 338 килограммов. Это, как минимум в 2-2,5 раза меньше нормативных показателей. Увеличение продуктивности земель и животных – главный источник повышения производительности труда в отрасли, а значит и доходов занятых в сельском хозяйстве. В свою очередь, рост доходов сельчан привел бы к расширению рынка розничного товарооборота, как минимум в 2 раза.

Во-вторых, создание одного рабочего места в сельском хозяйстве дает возможность создать 6-7 рабочих мест в городах в смежных отраслях – в торговле, транспорте, финансовых и консалтинговых учреждениях, на перерабатывающих предприятиях и т.п.

В-третьих, развитие сельского хозяйства и его инфраструктуры по заготовке, хранению, первичной подработке, реализации сельхозпродукции позволило бы стабилизировать цены на продовольственных рынках.

В-четвертых, развитие сельского хозяйства позволило бы остановить нерегулируемую миграцию сельчан в города. Главная причина которой заключается в несравненно низком уровне доходов сельских жителей по сравнению с горожанами. Такая миграция увеличивает давление на городскую инфраструктуру – растут очереди на жилье, в детские сады… И если сегодня государство ставит перед собой главную задачу в виде обеспечения благополучия и качества жизни, то оно должно в первую очередь заняться проблемами села и сельского хозяйства. Ключ к решению всех социально-экономических проблем Казахстана лежит в решении проблем села и сельского хозяйства. Как сказал Глава государства: «Эти слова следует перевести в плоскость реальных дел».

Гулжанат Жубаниязова

Фото: Kaztube

Аида Елемесова

Выпускающий редактор портала Ruh.kz

Еще материалы

Back to top button