Интервью

Этнограф: «Институт батырства можно и нужно возрождать»

По мнению кандидата исторических наук, члена Союза художников Казахстана, этнографа-оружиеведа Калиоллы Ахметжанова, институт батырства – это целый свод правил, который мог бы стать жизненным ориентиром для молодых казахстанцев. Он включает в себя моральные принципы и идеалы, характеризующие отважных, смелых воинов-кочевников. Об этом Калиолла Саматович может говорить бесконечно. Поэтому в беседе мы остановились лишь на некоторых моментах его интересной работы, которой он отдал более 40 лет жизни.

– Сейчас вы занимаетесь реконструкцией вооружения и доспехов воинов-кочевников разных эпох. Расскажите об основных отличиях воинов-казахов.

– Да, я занимаюсь этим порядка двух лет. Практически вся работа делается вручную, мельчайшие детали требуют скрупулезности и большой концентрации внимания. Хотел бы заметить, что доспехи всех воинов-кочевников приблизительно схожи. Отличаются лишь некоторыми элементами: узорами, тканями. К примеру, кинжал воина-казаха украшают особые кисти, ремешки из кожи. Они особо не несут функциональную нагрузку, а представлены больше как декор, отличительный элемент. Есть некоторые отличия и в шлемах: у казахских воинов они составные – из четырех клиньев. Зачастую украшены перьями, конским хвостом, кистями, которые указывают принадлежность их владельца к определенному роду, отряду. Также воин-казах выделяется кожаным колчаном.

К слову, все элементы восстановлены по сохранившимся оригиналам. Так, в мастерской Калиоллы Ахметжанова есть реконструкции шлема Богенбай батыра, зерцала Кабанбай батыра. Большую роль в гардеробе древних тюрков играли орнаменты, различные узоры. Как отмечает этнограф, это своеобразный маркер, признак принадлежности к высшему сословию. К сожалению, сейчас многие при создании картин грешат незнанием культуры ношения одежды. Хотя очевидно, что для каждого социального слоя характерна та или иная одежда, включая крой, цвет, тип ткани…

А еще Калиолла Саматович рассказал, что у кочевников Средневековья, начале нового времени одежда не делилась на мужскую и женскую, а показывала лишь социальный статус человека. Также в это время и мужчины, и женщины носили декоративные украшения: серьги, браслеты, кольца, ожерелья, которые подразумевали некий магический, сакральный смысл, служили оберегом от сглаза, злых духов. С принятием ислама мужчины перестали их носить.

– Калиолла Саматович, давайте теперь поговорим об оружии: какие виды есть, какие из них используются в тех или иных боях?

– У казахов есть такая поговорка: «Ер кару — бес кару», («У воина — пять видов оружия»). Это говорит о том, что воин должен был иметь пять видов оружия и хорошо ими владеть: это метательное (лук, сулица), колющее (копье или пика), рубящее (боевой топор), режущее (сабля или меч, шашка), ударное оружие (булава, палица или кистень). К слову, в изготовлении копья использовали пучок конского хвоста, причем не для красоты, а в практических целях. На многочисленных поединках и боях, когда было много крови, он способствовал ее стеканию вниз, избегая скольжения копья в руке батыра. Кроме того, при взмахивании копьем этот пучок служил отвлекающим маневром для врага. Примечательно, что эти пять видов оружия не могут взаимозаменяться, у каждого из них свое предназначение в бою: какое-то из них используется в ближнем бою, какое-то – в дальнем. Но батыры должны были владеть всеми ими безупречно.

Наряду с этим они должны были и уметь защищаться, чтобы вернуться домой живыми и невредимыми. К основным защитным снаряжениям относились: доспехи, боевое зерцало, налокотники, наладонники. Все они имели несколько разновидностей в зависимости от размера, способа изготовления. Голову батыров защищали шлемы. Чаще всего с козырьком, что отличало воина-казаха. Нередко, в зависимости от статуса обладателя, шлемы украшали камнями, которые несли некий магический смысл. К примеру, коралл считался камнем защиты от злых намерений врага, сглаза, оружия; бирюза – камнем победы…

Также воины-кочевники оборонялись щитами. Их небольшой размер позволял держать в руках и за счет большей амплитуды движения накрывать отдельные участки тела, парируя удары врага, в том числе и на скаку.

– Говоря о батырах, мы чаще представляем себе мужчин. А женщины могли быть батырами?

– Предваряя ответ, хотел бы напомнить, что батырство – это профессия, которой начинают обучать с малолетства. Они занимались только военным делом. Зачастую составляли целые династии: семейное дело продолжали дети, внуки, правнуки. И если посмотреть на родословную наших батыров, то можно увидеть, что их отцы, деды были батырами. Причем это ремесло требовало не только отличной физической подготовки и знания военного дела, но и соответствующей морально-психологической выдержки. Умереть в бою – для батыра было большой честью. И естественно, в такой семье и у женщин были такие взгляды на жизнь и смерть. Дочери батыров тоже отлично владели боевым оружием, знали тактику боя. Яркий пример – сестра Кенесары хана Бопай или единственная дочь батыра Кази, которая с благословления матери, отомстила за смерть отца, погибшего в бою с джунгарами. И таких случаев немало.

– Кодекс чести батыра – что он в себя включает?

Как мы уже говорили, батырство – это социальный институт со своими традициями, установками, правилами. Мальчик, родившийся в семье батыра, обязательно должен был стать воином. Они защищали свою землю от внешних врагов и сохраняли внутренний порядок.

Также батыры красиво одевались, преклонялись перед женской красотой, защищали и помогали людям — это было смыслом их жизни. Когда они приходили из похода с трофеем, любой человек мог прийти к ним в дом и сказать: «сауға», и батыр отдавал все, что у него ни просили.

Особо важно отметить, что для воинов очень важно было честное ведение боя. Так, если при столкновении батыров выяснялось, что у одного из них пока еще нет семьи и детей, схватка немедленно останавливалась. И батыр отправлял своего противника назад, говоря, что поединок возобновится, когда у того появится потомок.

Батыры были благородными в действиях и отношениях даже с противниками. Как описывается в некоторых эпосах, перед поединком они давали противнику право выбора оружия. И выходили в бой с открытым забралом: оглашали свое имя, род. Внезапное нападение, атака «из угла» – были не в их правилах.

Калиолла Саматович, как вы считаете, возможно ли возрождение института батырства в современном обществе?

– Конечно, возможно. Более того, это очень нужно. Нам необходимо воспитывать наших молодых людей защищать Родину, быть смелыми и отважными, благородными и сильными духом. В военных вузах, ведомственных учебных заведениях правоохранительной системы нужно знакомить курсантов с институтом батырства, историей оружия, принципами Кодекса чести батыров, читать лекции об их подвигах. Чтобы сегодняшние молодые люди гордились своими предками, стремились походить на них. Ведь современные правоохранители – это по сути наши батыры.

С большим сожалением вынужден заметить, что в нашей стране институт батырства и в целом история военного находится, скажем так, на задворках памяти. Мы не интересуемся своей историей. Не в пример Европе и России, где несколько лет назад было создано движение исторической реконструкции, объединяющее людей, увлекающихся историей и искусством. В Казахстане пока оно не особо распространено: есть объединения в столице, Алматы и Кокшетау.  

Фото: Каната Мынбаева       

        

Еще материалы

Back to top button