Как по нотам

Уже давно устоялось понятие, что театр начинается с вешалки, однако в «Астана Опера» утверждают, что музыкальный театр начинается с нотной библиотеки. Что хранит в себе эта сокровищница, рассказали в пресс-службе театра.

Музыкальная библиотека практически ничем не отличается от обычной. Правда, вместо книг, здесь на стеллажах в алфавитном порядке расположились ноты – партитуры и оркестровые партии, и каждые имеют свою рубрику, номер, причем все они параллельно хранятся в электронном цифровом формате. 

Сами сотрудники легко ориентируются в стеллажах, однако любой другой человек сразу мог бы здесь заблудиться: вот стеллаж сочинений казахстанских композиторов, отдельные стеллажи хоровой, камерной музыки, оперный и балетный и многие-многие другие. 

Сотрудники библиотеки не делятся по направлениям и являются универсальными специалистами по всем аспектам музыкального театра, так же, как и музыканты оркестра, они легко разбираются во всех тонкостях нотной графики. Например, не так давно солист оперы хотел взять клавир арии, но второпях забыл указать композитора и название оперы. Библиотекари быстро нашли ноты, ориентируясь лишь по первым словам арии.

Всех музыкантов и артистов театра сотрудники библиотеки знают не только по имени, но и по творческому характеру. На вопрос, бывает ли, что артисты не возвращают ноты, библиотекари с улыбкой отвечают, что случается и такое, но только из-за большого объема работы, когда все остальное уходит на задний план.

Когда создавалась нотная библиотека театра «Астана Опера», весь основной музыкальный материал был взят из Национального театра оперы и балета им. К. Байсеитовой. Благодаря первому библиотекарю Сергею Давыдовичу Краснорепову, был быстро сформирован музыкальный фонд.

Библиотекари «Астана Опера» перенимают и обмениваются опытом с отечественными и зарубежными коллегами во время гастролей труппы или, когда в театр приезжают другие творческие коллективы. Обязательно встречаются с коллегами, если возникают трудности с нотами, помогают им, ведь в дороге может случиться все, что угодно.

«К примеру, когда наша труппа ездила на гастроли в Рим (Италия) с балетом «Спартак» А. Хачатуряна, на обратном пути многие купили сувениры и подарки для своих родных. Кто-то приобрёл и знаменитое итальянское масло, которое по дороге пролилось, а ноты были рядом. Хорошо, что это произошло уже на обратном пути, позже эти ноты мы восстановили», - продолжила старший библиотекарь.

В целом, для театра гастроли – это всегда праздник, обычный же рабочий день специалистов библиотеки выглядит так: за час до утренней репетиции они должны успеть выставить ноты, чтобы к приходу оркестрантов все было уже готово. То же касается и вечерней репетиции, которая, как правило, начинается в 18:00, а продолжается до 21:00, после чего сотрудникам библиотеки необходимо собрать все ноты. В течение рабочего дня за нотным материалом к ним обращаются солисты оперы, дирижеры, концертмейстеры, артисты хора и оркестра.