Елена Нефедова: у войлока свои законы и важно их соблюдать

Рукоделием Елена Нефедова занимается всю сознательную жизнь, интерес к кропотливому ручному труду ей привили мама и две родные бабушки. Сегодня мастерица выполняет свои работы с любовью, терпением и фантазией. Она делает изделия из различных материалов, в том числе и из войлока.

«Создание войлока стало продолжением моих прежних увлечений – вязания и шитья. Этим навыкам меня учили с детства: одна бабушка создавала тончайшие кружевные скатерти, занавески при помощи крючка, другая вязала на спицах, а мама прекрасно шила. В такой рукодельной семье у меня просто не было шансов остаться вне творчества», – говорит Елена Нефедова.

– Рукоделие помогало Вам в трудные минуты?

– Во времена тотального дефицита и однообразия в магазинах эти навыки очень выручали: сначала вязала модели из немецкого журнала о моде и шитье «Burda Moden», потом поняла, что следовать указаниям из журналов совсем не обязательно и начала экспериментировать. Надо сказать, пряжа в то время была в большом дефиците, поэтому часто на нитки распускали старые вещи, но даже из таких материалов получались интересные пуловеры, жилеты и шапочки. Наверное потому, что при большом желании и ограниченных ресурсах фантазия работает особенно активно. Сейчас даже примерно не могу сказать, сколько вещей было в итоге связано, но ходила в них вся семья, а в тяжелые 90-е доводилось вязать и на заказ.

– Приходилось оставлять любимое занятие?

– Моя основная профессия – журналист. Когда я пришла на ТВ, от рукоделия пришлось отказаться. Новостной режим предполагает полное погружение. Днем – съемки, вечером – эфир, свободного времени практически не остается. А, помимо работы, есть еще семья, которой тоже необходимо внимание. И только когда дочь выросла и стала жить отдельно, а я из телевизионных новостей перешла в газету, появилась возможность вернуться к творчеству. Тогда я случайно наткнулась в интернете на страницу с валяными аксессуарами – красивыми и необычными. Заинтересовалась, стала искать информацию, захотела попробовать. И попробовала.

Первые изделия стояли колом. О том, что для войлочных шарфов и палантинов нужна особая тонкорунная шерсть, которой в столице не найдешь днём с огнем, я тогда даже не подозревала, и, конечно, не предполагала, что вскоре увлекусь войлоком настолько, что начну заказывать материалы в России, Италии, Узбекистане, Кыргызстане, Болгарии, Новой Зеландии. Сначала училась по бесплатным мастер-классам в интернете, потом стала покупать курсы известных мастеров по войлоку, начала экспериментировать с материалами, техниками и фактурами и, конечно, валять. Но предпочитаю создавать небольшие изделия – варежки, шапочки, шарфы. Для меня это предпочтительнее, потому что отдельной мастерской нет, а одежду удобнее раскладывать в солидном рабочем прос­транстве.

- Каким особым свойством обладает войлок? Почему этот материал был так популярен у кочевников?  

Войлок – уникальный экологичный материал, представляющий для номадов огромную ценность из-за своих свойств. Благодаря низкой теплопроводности он сохраняет тепло и защищает от жары, а хорошая воздухопроницаемость обеспечивает максимально возможный комфорт. Из войлока кочевники создавали одежду и предметы конского снаряжения, им покрывали и украшали юрты. Войлоковаляние является неотъемлемой частью культуры казахского народа и одним из самых популярных традиционных ремесел, которое раньше передавали из поколения в поколение.

К сожалению, был период, когда навыки валяния войлока в Казахстане стали утрачиваться, но сейчас это искусство возрождается, и теперь из шерсти создают не только толстый войлок, но и тонкий, ажурный. Современные техники валяния разрешают замешивать шесть с натуральным шелком и кружевными полотнами, с декоративными волокнами, тканями и пряжей самого разного состава. Опытная валяльщица может «поженить» с шерстью обычный сантехнический лен, кусочки синтепона или поролона. Совмещение материалов позволяет мастеру получить совершенно новый материал с неповторимой фактурой, и это значительно расширяет границы войлочного искусства.  

- Сложно ли работать с войлоком?

Не просто – это точно. Недоваляешь шарф – развалится при первой стирке, переваляешь – встанет на шее колом. Неверно рассчитаешь усадку – не попадешь в размер, разложишь декор с одной стороны – изделие поведет в сторону. Перекатаешь в рулоне – убьешь фактуру, начнешь слишком активно подкидывать – шерсть забьет рисунок на ткани. Продолжать можно очень долго. У войлока свои законы, и важно их соблюдать.

- Насколько у современных казахстанцев популярно носить изделия из войлока? Часто ли поступают заказы? Что больше всего пользуется спросом?

- Изделия ручной работы, конечно, не для всех. Как правило, их приобретают люди, которые стремятся к индивидуальности, хотят быть замеченными. Среди них – люди творческих профессий, адвокаты, врачи, чиновники... Всё больше становится и тех, кто выбирает эксклюзивный и экологичный handmade в подарок родным, друзьям или коллегам.

Варежки, к примеру, незаменимы при наших морозах и точно не будут валяться в шкафу. Теплые, уютные, из натуральной шерсти, необычные – это же универсальный презент едва ли не к любому событию. Шапочки чаще заказывают для себя. Здесь и размер важно знать, и фасон подобрать к форме лица подходящий, и цвет. Когда заказчица понимает, что новая шляпка или кепка прекрасно подружится не только с её шубой, но и с курткой, и с любимым шарфиком, довольны остаемся обе.

А прямо сейчас погружаюсь в мир войлочных сумок. Мир, потому что это действительно безграничные возможности. Правда, оказалось, что нужную фурнитуру у нас найти сложно, но это другой вопрос. Придется изучать и этот рынок. Сумки, кстати, спрашивают довольно часто, так что спрос на них тоже есть.