Найдена рукопись о жизни ученика Ходжи Ахмеда Яссауи

Длина рукописи, написанной на чагатайском языке, составляет 3,5 метров. Исторический артефакт хранился у потомков Жусип ата, передает Ruh.kz со ссылкой на министерство культуры и спорта.

«Когда мне было 8 лет, мой дед перед своей смертью в качестве завещания оставил этот артефакт моему отцу. А мой отец передал это мне. Он умер, когда мне было 18 лет. При советской власти мы не могли изучать свою историю, тем более, использовать этот документ в качестве исторического источника. А хранение историко-религиозных документов считалось преступлением. В 1933 году мой дед Юлдашкожа был отправлен в тюрьму по обвинению в «религиозности». Бабушка и отец старались не привлекать внимания к этим документам, то пряча на крыше, или закапывая в землю. Обнаружение этих рукописей могло еще больше усложнить положение моего деда. Я не историк, однако я понимал, что однажды эти рукописи могут пригодиться. Я показывал рукопись знающим восточные языки. Оказалось, что это не Насабнаме, а историческая рукопись. Благодаря переводу я узнал, что здесь написаны сведения о жизни Жусип ата, ханские указы, топонимические названия и материалы, дающие информацию о жизни народа. Согласно рукописи, аул Шага назывался «Жага», а в ауле Икан уже в то время занимались садоводством. Также здесь упомянут Ходжа Ахмед Яссауи, который встретил своих гостей 12 разными видами винограда. Изучением этих исторических источников должны заниматься ученые. Поскольку я не историк, мое изучение было поверхностным»,- сказал Сейдалим Юлдашев.

О жизни Жусип ата, который жил в ХІІ веке, мы знаем лишь из легенд и народных сказаний. Однако в зависимости от рассказчика эти устные сведения претерпели большие изменения, что порой перечат друг другу.

«В народе Жусип ата, носит имя «Гашык Жусип ата», так как он всем сердцем любил Аллаха. Рукопись о жизни Жусип ата обнаружен у Сейдалима Юлдашева. Согласно легендам, ученик и племянник Ахмеда Яссауи Жусип ата имел способности святого. А письменных источников не было. В некоторых источниках говорится, что во времена гонений на религию рукописи, относящиеся к жизни Жусип ата, либо были зарыты в землю, либо использовались в качестве стакана для хранения семян. Надеемся, что эта рукопись является тем самым документом. Вполне возможно, что могут быть раскрыты детали о связях Жусип ата с Ходжи Ахмедом Яссауи другие не менее важные сведения. Этим вопросом займутся специалисты»,- отметил директор Государственного историко-культурного заповедника-музея "Азрет Султан" Нурболат Ахметжанов.

В личном архиве также обнаружен документ, подтверждающий шежире Жусип ата, где в нескольких местах поставлена печать.

Согласно легендам, Жусип ата еще при жизни стал святым. С помощью одной ветки перевел правителя Шам (Дамаск) Жолбарыс хана, возглавлявшего 99 тысяч машаихов, через реку Сырдарья.

Мавзолей Жусип ата расположен в ауле Ески Икан, в 25 км от города Туркестана. В 2005 году ученый-археолог Марат Туякбаев исследовал данный мавзолей.

«Мавзолей состоит из двух комнат. На юго-восточной стороне находится усыпальница. По-видимому, изначально площадь мавзолея была 4х4 метра. После строительства нового мавзолея рядом с ним были похоронены ученики и родственники. Потому что возникает возможность установления купола и расширения здания на две стороны. Изначально большая комната мавзолея Жусип ата была предназначена в качестве комнаты для паломников, а не для мечети, так как отсутствует михраб. Возможно, рядом находилась мечеть. Керамические изделия (ХIII-ХІХ вв.) подталкивают на археологическое обследование холмов,  составление плана и проведение аэрофотосъемки»,- сказал Марат Туякбаев.

Историко-познавательная экспедиция «По следам Яссауи», организованная Государственным историко-культурным заповедником-музеем «Азрет Султан» продолжит сбор наследия Яссауи внутри страны и за рубежом.