Туған жер

Соединяясь с ценностями и нравственными ориентирами, патриотизм приобретает национальную идею. В этой связи патриотизм рассматривается как часть национальной стратегии государства, и одна из его основ закладывается в любви к своей малой родине, родной земле – Туған жер.

Задачей Программы «Туған жер» является воспитание у казахстанцев чувства истинного патриотизма, которое выражается в любви, гордости и преданности своему аулу, городу, краю, его истории, культуре, традициям, быту и нравственном долге перед Родиной.

Цель: воспитание у казахстанцев чувства истинного патриотизма.

Специальный проект реализуется по двум направлениям – это краеведческая работа и развитие меценатства.

1. Краеведческая работа.

С 2017 года в 5-7 классах утверждена учебная программа интегрированного курса «Краеведение» на основе предметов «История Казахстана», «География», «Казахская литература», «Музыка» на 20 часов. В 2019 году была разработана и внедрена в учебный процесс хрестоматия «Краеведение», имеющая большое воспитательное значение для изучения истории родного края, укрепления духовного национального кода подрастающего поколения.

Хрестоматия состоит из разделов: «Истоки и традиции краеведения Казахстана в контексте национального кода», «Исторические места и события»,  «Сакральные памятники Казахстана»,  «Исторические личности общенационального значения в источниках», «Традиционные географические названия и уникальные географические объекты», «Особенности флоры и фауны Казахстана в описании отечественных и зарубежных авторов», «Наследие выдающихся деятелей науки, литературы и искусства Казахстана, известных в мировом сообществе».

В школах работают краеведческие кружки и клубы, а также проводятся туристско-краеведческие экспедиции и экскурсии. В этом году, согласно карантинным мерам, все мероприятия с участием школьников были переведены в онлайн-формат. В школах работают 2357 музеев; имеется 40 станций и центров турист-краеведов, и 2050 кружков туристско-краеведческой школы. Краеведческим туризмом охвачено более 90 тысяч детей в возрасте от 7 до 17 лет.

А также с целью методического и концептуального сопровождения программы «Рухани жаңғыру», Национальная академия им. Алтынсарина

разработала более 15 методических пособий и рекомендаций (концептуальные основы развития краеведения в Республике Казахстан, концептуальные основы воспитания в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру», рекомендации по организации детско-юношеского движения, методики по изучению сакральной географии Казахстана и другие). Подготовленные инструменты оказали большую помощь преподавателям и учителям.

2. В связи с тем, что направление развития меценатства реализуется на региональном уровне, информация полностью отражена во II главе доклада.